Доклад об итогах работы Архангельского УФАС России за 2017 год
01 марта 2018, 00:00
Тип документа:
Доклады

Доклад об итогах работы Архангельского УФАС России за 2017год

Количество выявленных нарушений Федерального закона «О защите конкуренции» в 2017 году составило 45, что по сравнению с 2016 годом больше на 28,5 процента.

 

2015 год

2016 год

2017 год

ст. 10

20

5

4

ст. 11

-

-

1

ст.11.1

-

-

-

ст. 14.1-14.8

12

4

-

ст. 15

54

23

33

ст. 16

1

1

0

ст. 17

2

2

5

ст. 17.1

-

-

2

ст. 18

-

-

-

ст. 19-21

-

-

-

ст.25

-

-

-

ст.34

-

-

-

ст.38

-

-

-

Итого:

89

35

45

Динамика количества выявленных нарушений в отчетном году по сравнению с предыдущим годом следующая:

По статье 10 Закона о защите конкуренции количество выявленных нарушений составило 4, из которых - 1 исполненное предупреждение. По сравнению в прошлым годом количество нарушений сократилось на 1.

По статье 11 выявлено 1 нарушение (установление, поддержание цен на торгах), в отчетном периоде прошлого года — 0. Малое количество нарушений по данной статье объясняется малым количеством обращений.

Количество выявленных нарушений статьи 15 Закона о защите конкуренции увеличилось по сравнению с предыдущим периодом на 43 процента и составило 33. Рост числа выявленных нарушений обусловлен увеличением количества рассмотренных в отчетном периоде дел, возбужденных в связи с неисполнением предупреждений, в том числе выданных в предыдущем периоде. При этом, Управлением в отчетном периоде было выдано еще 41 предупреждение, которые находятся в стадии исполнения и не учитываются в расчете числа выявленных нарушений.

По статье 17 выявлено 5 нарушений, что на 3 больше по сравнению с прошлым годом.

В 2017 году было выявлено два нарушения требований статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, при этом в предыдущий период дела по данной статье не возбуждались.

В 2017 году по ст.10 Федерального закона «О защите конкуренции» Управлением рассмотрено 79 заявлений, что на 33% меньше по сравнению с 2016 годом (118). Снижение количества рассмотренных заявлений связано с вступлением в силу «четвертого антимонопольного пакета», а именно, с отсутствием полномочий по рассмотрению заявлений физических лиц.

Из 79 рассмотренных Управлением заявлений 11 поступило на навязывание невыгодных условий договоров; 9 — на необоснованный отказ от заключения договоров, 12 – на необоснованное сокращение или прекращение производства товаров, 41 заявление - на прочие нарушения.

В отчетном периоде возбуждено 4 дела по признакам нарушения (в 2016 году 9 дел), 1 дело прекращено в связи с отсутствием факта нарушения (в 2016 году — 4), по 3 из них признаны нарушения (в 2016 году — 5).

По 1 делу признано нарушение, выразившееся в необоснованном сокращении или прекращении производства товаров, в 1 случае — нарушение выразилось в необоснованном отказе от заключения договора, в 1 случае - установлено «прочее нарушение».

К «прочим нарушениям» Управлением отнесено невыставление счетов по оплате за электрическую энергию, что могло привести к нарушению сроков оплаты и ограничению электроснабжения.

В отчетном периоде по 1 делу признано нарушение в сфере электроэнергетики, по 2 делам - на рынке водоснабжения и водоотведения.

В отчетном периоде на основании решения о признании нарушения Управлением выдано 1 предписание (в 2016 году - 2), которое исполнено в отчетном периоде (в 2016 году — 1).

При рассмотрении обращений в отчетном периоде выдано 2 предупреждения (в 2016 году - 3), 1 из которых - по п. 3 ч. 1 ст. 10 (в 2016 году — 2), 1 - по п. 5 ч. 1 ст. 10 (в 2016 году — 1).

Из 2 предупреждений по ст. 10: 1 - по п. 3 ч. 1 ст. 10 — исполнено в отчетном периоде, 1 - по п. 3 ч. 1 ст. 10 - не исполнено (возбуждено дело № 01-17).

В 2017 году рассмотрено 7 заявлений по статьям 14.1-14.8 Закона о защите конкуренции.

Дела по признакам нарушения статей 14.1-14.8 Закона о защите конкуренции в отчетном периоде не возбуждались (в 2016 году — 2), Предписания не выдавались (в 2016 году — 2).

В 2017 году было выдано 3 предупреждения о прекращении действий, содержащих признаки нарушения статьи 14.8 Закона о защите конкуренции, которые не исполнены сторонами.

 

В отчетном периоде в Архангельской области антиконкурентными актами и действиями (бездействием) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, в основном были затронуты отношения в сфере распоряжения государственным и муниципальным имуществом: объектами теплоснабжения, объектами водоснабжения и водоотведения.

В 2017 году количество выявленных нарушений статьи 15 Закона о защите конкуренции увеличилось по сравнению с предыдущим периодом на 43 процента и составило 33. Рост числа выявленных нарушений обусловлен увеличением количества рассмотренных в отчетном периоде дел, возбужденных в связи с неисполнением предупреждений, в том числе выданных в предыдущем периоде.

В отчетном периоде количество нарушений, устраненных до возбуждения дела составило 19 (устранено нарушений до выдачи предупреждения — 1, исполнено предупреждений — 18). По сравнению с предыдущим годом данный показатель незначительно (на 5 процентов) снизился.

В 2017 году Архангельским УФАС России было рассмотрено 14 дел по признакам нарушения требований статьи 15 Закона о защите конкуренции, по итогам рассмотрения которых было принято решение о наличии нарушения. В 9 случаях были выданы предписания, 5 из которых находятся в стадии исполнения, а 4 не исполнено (1 из них отменено судом). В отчетном периоде было исполнено 1 предписание, выданное в предыдущем периоде.

По сравнению с предыдущим годом количество возбужденных дел возросло в 4,6 раза, что обусловлено невыполнением предупреждений, в том числе, выданных в предыдущем периоде.

Все выявленные нарушения (14) отнесены к прочим и были выражены в заключении без проведения торгов договоров аренды (соглашений об обслуживании) в отношении объектов теплоснабжения, объектов водоснабжения и водоотведения, в то время как передача прав в отношении данных объектов могла быть осуществлена исключительно по концессионному соглашению.

 

В 2017 году Архангельским УФАС России было выдано 75 предупреждений о прекращении действий, содержащих признаки нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции. Кроме того, в одном случае признаки нарушения требований антимонопольного законодательства были устранены до выдачи предупреждения. Из числа выданных в отчетном периоде предупреждений 10 были исполнены, 41 — в стадии исполнения, 24 не были выполнены в установленный срок, в результате чего было возбуждено 18 дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства. В 6 случаях дела не возбуждались в связи с отсутствием нарушения (закрепление объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения за муниципальными предприятиями на праве хозяйственного ведения, представление документов, подтверждающих предоставление имущества в пользование в порядке исключения ст. 17.1 Закона о защите конкуренции).

По сравнению с предыдущим периодом число выданных предупреждений увеличилось на 78 процентов, что обусловлено ростом числа обращений, связанных с несоблюдением органами местного самоуправления порядка предоставления прав в отношении объектов коммунальной инфраструктуры, а также установлением новых фактов нарушения в ходе рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства.

Количество исполненных предупреждений по сравнению с предыдущим периодом не изменилось.

Правовых актов законодательного органа субъекта Российской Федерации — Архангельского областного Собрания депутатов, а также органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, противоречащих нормам антимонопольного законодательства, не выявлено.

Со стороны органов местного самоуправления признаки нарушения требований антимонопольного законодательства установлены при издании правовых актов в сфере распоряжения муниципальным имуществом, что учитывалось при выдаче соответствующих предупреждений.

 

В 2017 году Архангельским УФАС России в порядке статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» рассмотрено 38 жалоб, из них 15 признаны Управлением обоснованными, 21 - необоснованной. Выдано 7 предписаний, которые были исполнены. 4 решения и предписания обжалованы в суд, и признаны судом законными.

Основными видами торгов, которые были обжалованы в антимонопольный орган, являлись торги:

- по отбору управляющих организаций;

- на право заключения концессионного соглашения;

- по продаже имущества должников (в порядке статьи 110 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»);

- по продаже государственного и муниципального имущества;

- аренда лесных участков и продажа лесных насаждений;

- при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Основными видами нарушений при рассмотрении жалоб в порядке статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» были:

- нарушение формирования лотов и порядка определения победителей;

- необоснованный допуск/недопуск к участию в торгах;

- нарушение порядка проведения конкурсов/аукционов;

- нарушение порядка размещения информации о торгах;

- нарушение оформления протокола

 

В 2017 году Архангельским УФАС России рассмотрено 7 заявлений о даче согласия на предоставление государственных и муниципальных преференций. Во всех случаях объектом преференции являлось государственное и муниципальное имущество.

По результатам рассмотрения 3 заявлений было принято решение о даче согласия на предоставление преференции, в 3 случаях в предоставлении преференции было отказано из-за не соответствия целям, указанным в части 1 статьи 19 Федерального закона «О защите конкуренции» (поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и обеспечение жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях), а также то, что в качестве преференции предполагалась передача объектов коммунальной инфраструктуры и имущества, для которых установлен особый порядок распоряжения в соответствии с требованиями Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», а также Федерального закона «О концессионных соглашениях», в 1 случае согласие антимонопольного органа не требовалось.

Фактов нарушения порядка предоставления и использования преференций в отчетном периоде не установлено.

 

В 2017 году, в соответствии с требованиями статей 27-30 Федерального закона «О защите конкуренции», в Управление ходатайств и уведомлений не поступало.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом «б» части 4, 6 Правил осуществления государственного контроля за экономической концентрацией в области использования водных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2009 № 314 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области поступило 9 уведомлений о предоставлении в пользование не менее чем 100 000 кв.м. акватории водного объекта, а именно от:

1) ООО « Сталкер»;

2) ООО «Речные специалисты»;

3) ООО «Речные специалисты»;

4) АО «Транснефть-Север»;

5) ООО «Речные специалисты»;

6) ЗАО «Лесозавод 25»;

7) ЗАО «Лесозавод 25»;

8) ЗАО «Лесозавод 25»;

9) ЗАО «Лесозавод 25».

На основании пп. «а» п. 8 Правил Архангельским УФАС России данные уведомления приняты к сведению.

В 2017 году заявления по признакам нарушения Федерального закона «Об основах торговой деятельности в Российской Федерации» в Управление не поступали, дела по признакам нарушения указанного Закона не возбуждались.

В отчетном периоде на предмет соблюдения требований Федерального закона «Об основах регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность посредством торговой сети, Архангельским УФАС России проведено 8 внеплановых выездных проверок в отношении участников региональных торговых сетей; 1 внеплановая документарная проверка в отношении участника федеральной торговой сети «Магнит».

Выявленные по результатам проверок нарушения были устранены в добровольном порядке.

Дела по результатам проверок также не возбуждались, предписания не выдавались.

 

 

Контроль закупок (ФЗ-44)

В 2017 году поступило - 445 жалоб, признаны обоснованными - 97.

Наиболее часто встречающиеся нарушения:

- нарушения в части размещения информации в единой информационной системе;

- нарушения порядка выбора способа определения поставщика;

- нарушения порядка отбора участников закупок;

- нарушения в части установления требований в документации о закупках, влекущие ограничение количества участников закупок;

- нарушение порядка заключения контракта или неправомерное изменение его условий, а также заключение контракта с нарушением объявленных условий закупок.

Основные задачи на 2018 год

1. Работа по реализации положений Национального плана развития конкуренции в Российской федерации (утвержден Указом Президента РФ №618 от 21.12.2017 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции»)

Следует отметить, что в ходе этой работы предполагается изменение действующего законодательства (необходимо принятие около 10 законопроектов).

В частности, речь идет об ограничении создания унитарных предприятий на конкурентных рынках, защите прямого и косвенного приобретения государством акций и долей компаний на конкурентных рынках. Также Правительство РФ должно получить возможность в интересах обороны и безопасности разрешать использование изобретения, полезной модели или промышленного образца без согласия патентообладателя (с уведомлением его и выплатой компенсации).

Предполагается, что произойдет реформирование правового регулирования субъектов естественных монополий. Так, к таким субъектам не должны относиться компании, действующие в конкурентных сферах. При этом, к 1 января 2019 года должен быть внесен законопроект об основах тарифного регулирования, определяющий общие для всех сфер принципы долгосрочного тарифообразования.

Также должен быть закреплен единый порядок досудебного рассмотрения споров, связанных с установлением и применением тарифов.

Важный аспект: декартелизация экономики, в том числе усиление и укрепление взаимодействия с правоохранительными органами, исполнение поручений Президента РФ об усилении борьбы с картельными сговорами.

Продолжение работы над отраслевыми дорожными картами по развитию конкуренции; подготовка изменений в законодательство с учетом цифровизации экономики («Пятый антимонопольный пакет»)

  1. Продолжить работу по оказанию содействия внедрению Стандарта развития конкуренции в Архангельской области.
  2. Продолжить работу по адвокатированию конкуренции: участие представителей антимонопольного органа в работе различных общественных институтов, проведение обучающих семинаров по антимонопольной и иным прикладным тематикам – госзакупки, контроль естественных монополий, рекламы, торговой деятельности и т.д., укреплять взаимодействие с ведущими вузами региона.
  3. Продолжить участие в реформировании контрольно – надзорной деятельности (в том, числе – продолжить ежеквартальное проведение публичных обсуждений правоприменительной практики антимонопольного законодательства.

 

Приложенные файлы
Доклад_об_итогах_работы_Управления_за_2017_год-1520859817-1524553938.docx (29,2 КБ)
Наверх