Решение по делу 029/01/14.8-440/2019
04 сентября 2019, 15:35
Тип документа:
Отчетность

Дело № 029/01/14.8-440/2019

Ответчик:

ПАО СК «Росгосстрах»

140002, Московская область, г. Люберцы, ул. Парковая, д. 3

 

Филиал ПАО СК «Росгосстрах» в Архангельской области

163000, г. Архангельск, ул. Попова, д. 15

 

Заинтересованные лица:

ООО СК «Согласие»

129110, г. Москава, ул. Гиляровского, д. 42

 

Северный региональный филиал

ООО СК «Согласие»

163000, г. Архангельск, ул. Попова, д. 14,офис 421

 

АО «ПО «Севмаш»

164500, Архангельская область, г. Северодвинск, Архангельское шоссе, д. 58

Р Е Ш Е Н И Е


 

г. Архангельск

Резолютивная часть решения объявлена 29.08.2019 г.

Решение изготовлено в полном объёме 02.09.2019 г.


 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее – Архангельское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия Архангельского УФАС России), в составе:

Председатель Комиссии

-

Цакулов Ю.Г.

Зам. руководителя управления-начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы Архангельского УФАС России;

Члены Комиссии

-

Нестеренко Т.В.

главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Архангельского УФАС России;

 

-

Родионов В.Н.

начальник юридического отдела Отделения по Архангельской области Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации;

 

-

Козарик Б.А.

ведущий юрисконсульт юридического отдела Отделения по Архангельской области Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации.


 

в присутствии представителя ПАО СК «Росгосстрах», в лице филиала ПАО СК «Росгосстрах» в Архангельской области – Могутова А.В. (доверенность № 7787‑ДФ от 18.05.2018)

в отсутствие представителей ООО СК «Согласие», АО «ПО «Севмаш», надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела,


 

рассмотрев дело № 39-18 по признакам нарушения:

ПАО Страховая Компания «Росгосстрах»

ИНН: 7707067683, ОГРН: 1027739049689,

140002, Московская область, г. Люберцы, ул. Парковая, д. 3,

в лице филиала ПАО Страховая Компания «Росгосстрах» в Архангельской области

163000, г. Архангельск, ул. Попова, д. 15

статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в недобросовестной конкуренции посредством изменения в отношении 119 транспортных средств коэффициента КБМ при расчете страховой премии при участии в закупке на право заключения договора на оказание услуг страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) на 2018 год по извещению № 31705893485,

установила:

Архангельское УФАС России по результатам рассмотрения обращения ООО СК «Согласие» (далее - Заявитель), переданного отделом Управления, осуществляющим контроль в сфере закупок, в связи с наличием признаков нарушения статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в действиях ПАО СК «Росгосстрах», в лице филиала ПАО СК «Росгосстрах» в Архангельской области, выразившихся в недобросовестной конкуренции посредством изменения в отношении транспортных средств коэффициента КБМ при расчете страховой премии при участии в закупке на право заключения договора на услуг страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) на 2018 год, по извещению № 31705893485, на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции 02 октября 2018 года выдало ПАО СК «Росгосстрах» в лице филиала ПАО СК «Росгосстрах» в Архангельской области предупреждение об устранении причин и условий, способствовавшие возникновению признаков нарушения статьи 14.8 Закона о защите конкуренции и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения в срок до 02 декабря 2018 года.

ПАО СК «Росгосстрах» в лице филиала ПАО СК «Росгосстрах» в Архангельской области в рамках исполнения предупреждения надлежало:

- устранить причины и условия, способствовавшие возникновению указанного нарушения, путем издания локального нормативного акта (внесения изменений в существующий), содержащего требования осуществлять расчеты страховых сумм в соответствии с нормами действующего законодательства, а также о недопущении сотрудниками страховой компании действий по незаконному изменению коэффициентов страховых тарифов, в частности, коэффициента КБМ при расчете суммы страховых премий для ТС при участии во всех видах торгов на оказание услуг по ОСАГО, проводимых на территории города Архангельска Архангельской области; доведения указанного распорядительного документа до сведения всех сотрудников, в должностные обязанности которых входит расчет и дальнейшая подача ценового предложения при участии во всех видах торгов на оказание услуг по ОСАГО, проводимых на территории города Архангельска Архангельской области; обеспечения контроля за исполнением указанного распорядительного документа.

- устранить последствия выявленного нарушения путем перечисления в бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства. За доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства, необходимо принимать сумму страховой премии в размере 2742121,97 рублей, причитающуюся ПАО СК «Росгосстрах» в соответствии с договором № 3582/40308, заключенным 24.01.2018 с АО «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие».

ПАО СК «Росгосстрах» в лице филиала ПАО СК «Росгосстрах» в Архангельской области не направило в адрес Архангельского УФАС России информацию о выполнении предупреждения от 02 октября 2018 года.

Таким образом, предупреждение в установленный срок не выполнено.


 

Отношения, связанные с обязательным страхованием гражданской ответственности владельца транспортного средства за причинение вреда, урегулированы положениями Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Закон об ОСАГО).

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 указанного Закона объектом обязательного страхования являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории Российской Федерации.

На основании положений частей 1 и 2 статьи 8 Закона об ОСАГО регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом экономически обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.

Согласно пункту 1 статьи 9 Закона об ОСАГО страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона.

Регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом актуально (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования (часть 1 статьи 8 Закона об ОСАГО).

В соответствии с частью 6 статьи 9 названного Закона страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России и данным Федеральным законом.

При заключении договора обязательного страхования в целях расчета страховой премии и проверки данных о наличии или отсутствии случаев страхового возмещения, а также проверки факта прохождения технического осмотра страховщик использует информацию, содержащуюся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 данного Федерального закона, и информацию, содержащуюся в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра. Заключение договора обязательного страхования без внесения сведений о страховании в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 данного Федерального закона, и проверки соответствия представленных страхователем сведений содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра информации не допускается (часть 10.1 статьи 15 Закона об ОСАГО).

Страховые тарифы по ОСАГО, их структура и порядок применения страховщиками при определении страховой премии утверждены Указанием Банка России от 19.09.2014 № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Указание № 3384-У).

В соответствии с пунктом 2 приложения 2 к Указанию № 3384-У, коэффициент страховых тарифов установлен в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, а именно «коэффициент бонус малус» (КБМ).

Согласно пункта 4 примечания к приложению 2 Указания № 3384-У, по договору обязательного страхования, не предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, класс определяется на основании сведений в отношении собственника транспортного средства применительно к транспортному средству, указанному в договоре обязательного страхования, а также класса, который был определен при заключении последнего договора обязательного страхования. Класс присваивается собственнику транспортного средства, указанному в договоре обязательного страхования. При отсутствии сведений (ранее заключенных и окончивших свое действие (прекращенных досрочно) договоров) в отношении собственника транспортного средства применительно к транспортному средству, указанному в договоре обязательного страхования, собственнику данного транспортного средства присваивается класс 3.

В соответствии с Приложением № 2 к Указанию каждому классу соответствует свой коэффициент КБМ.


 

22 декабря 2017 года на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 31705893485 АО «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие» (далее - Заказчик) на проведение запроса предложений на право заключения договора на оказание услуг страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) на 2018 год.

Страхованию подлежало 400 транспортных средств.

В закупочной документации были приведены все необходимые сведения о транспортных средствах, КБМ также был определен на момент определения начальной (максимальной) цены договора.

Согласно пункту 6.2 извещения о закупке начальная (максимальная) цена единицы каждого товара, работы, услуги, является предметом закупки. Заказчик определил начальную (максимальную) цену в размере 3365575,35 руб. (приложение № 5 к Информационной карте).

Согласно пункту 3 Примечаний к пункту 2 Приложения 2 «Коэффициенты страховых тарифов» к Указанию № 3384-У сведения о предыдущих договорах обязательного страхования (в том числе досрочно прекращенных), необходимые для определения класса собственника транспортного средства (водителя), могут быть получены из автоматизированной информационной системы обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 Закона об ОСАГО, если иное не установлено Положением Банка России от 19 сентября 2014 года № 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

В соответствии с ч. 1.8 Правил ОСАГО - Приложения 1 к Положению Банка России от 19.09.14 № 431-П, при заключении договора обязательного страхования страховщик проверяет соответствие представленных страхователем сведений о страховании и сведений, указанных в заявлении о заключении договора обязательного страхования, информации, содержащейся в АИС РСА.

При выявлении несоответствия между представленными страхователем сведениями и информацией, содержащейся в АИС РСА, страховщик заключает договор обязательного страхования исходя из представленных страхователем сведений, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1.11 данных Правил (пункт 1.11 Правил регулирует случаи заключения договоров страхования в виде электронного документа).

Учитывая изложенное, при наличии противоречий в сведениях о КБМ, представленных заказчиком, и сведений, содержащихся в базах данных АИС РСА, применению при заключении договоров страхования подлежат именно сведения, предоставленные заказчиком.

Данный вывод следует из буквального толкования пункта 1.8 Правил ОСАГО, а также из примечания 3 к пункту 2 Приложения 2 «Коэффициенты страховых тарифов» к указанию Банка России № 3384-У от 19.09.2014.

Таким образом, ситуация, когда страховщиком при заключении договора страхования выявлены противоречия в представленных заказчиком данных и в данных, содержащихся в АИС РСА, императивно урегулирована в пункте 1.8 Правил ОСАГО (Приложение 1 к Положению № 431-П).

ПАО СК «Росгосстрах», рассчитывая ценовое предложение (страховую премию) при участии в открытом запросе предложений в электронной форме по извещению № 31705893485, применило следующие коэффициенты КБМ в отношении 119 транспортных средств:

п/п

Марка транспортного средства

Государственный регистрационный знак

Кбм Заказчика

Кбм ПАО СК «Росгосстрах»

2

ПГБ - 1

5900АР/29

0,55

0,5

3

ПГБ - 1

7401АР/29

0,95

0,55

9

ГС - 14.02

9970АР/29

0,8

0,75

17

Т – 140М2

5889АР/29

0,5

0,6

26

ЗИЛ-433362

В275НО29

0,95

0,5

28

ЗИЛ — 431810

Е307МО/29

0,65

0,6

42

ЗИЛ -130

С882ВО/29

0,55

0,5

43

ЗИЛ-130

Е871ВЕ/29

0,7

0,6

45

КО - 510

С853ВО/29

0,65

0,6

47

УКС-400В на ш.ЗИЛ-131Н

С824НС/29

0,6

0,55

55

МАЗ - 54323

С865ВО/29

0,8

0,5

72

КС-3577 на ш. МАЗ-5337

Е308МО/29

0,5

0,7

73

ЗИЛ — 431410

В368ТА/29

0,6

0,55

78

КО - 520

С857ВО/29

0,6

0,55

81

ЗИЛ – 475400

С862ВО/29

0,65

0,6

83

ЗИЛ - 131СНГ АВМ - 2

С889НС/29

0,95

0,5

86

КС-55727-1

Е895ВЕ/29

0,55

0,5

89

КО 510

Е896ВЕ/29

0,55

0,5

90

МАЗ-551605-271

Е887ВЕ/29

0,55

0,5

93

УАЗ - 396255

Н021КЕ/29

0,65

0,6

95

УАЗ - 315140

С835ВО/29

0,5

1

96

ГАЗ-2705

Е353МО/29

0,7

0,65

107

УАЗ - 396292

С827НС/29

0,55

0,75

110

ГАЗ - 310221

С838НС/29

0,5

0,7

114

ГАЗ-2705

М410ВН/29

0,65

0,6

115

ГАЗ-3102

Р110РР/29

0,6

0,55

116

VOLKSWAGEN multivan

Н100ХМ/29

0,65

0,6

117

МАЗ-5550В3-480-012

К194УС/29

0,85

0,8

122

МАЗ-5516А5-380

Н083КЕ/29

0,55

0,6

126

КО – 812

9241АЕ29

0,5

0,95

129

ДЭ – 210А

В390ТА29

0,95

0,5

130

УАЗ-390994

Е388МО29

0,5

0,55

131

32590Х

Е386МО29

0,5

0,55

133

АМКОДОР-342В-01

7383АЕ29

0,9

0,95

134

Амкодор-332В

1864АА29

0,55

0,6

135

ГАЗ-22171

К034НМ29

0,65

0,7

140

TOYOTA CAMRY

У700УЕ199

0,55

0,6

143

ПАЗ-32053-60

Н071ХМ29

1

0,95

149

ГАЗ-3302

К200УС29

0,8

0,95

223

БЕЛАРУС-82.1

1881АА29

0,9

0,85

226

LIEBHERR LTM 1070-4.2

Н042ХМ29

0,9

0,6

228

JCB 5CX 15H2WA

7314АЕ29

1

0,85

276

КО-523В

Н052ХМ29

0,65

0,85

279

МАЗ-544008-030-021

С908ТУ/29

0,75

0,7

283

Чайка-Сервис 27842Е

М248ЕС/29

0,9

0,85

284

КАМАЗ-43255-СА

М247ЕС/29

0,9

0,85

285

КАМАЗ-5490-Т5

М250ЕС/29

0,9

0,85

286

КАМАЗ-4308-R4

М246ЕС/29

0,95

0,9

287

УАЗ-390945

М249ЕС/29

0,9

0,85

290

TOYOTA HIACE

Н040КЕ/29

0,6

0,55

291

Volkswagen Multivan

Р088РР/29

0,95

0,9

292

47541 на ш. ЗИЛ-5301В2

Н088ХМ/29

0,7

0,65

293

ГАЗ-33023

М102ЕХ/29

0,9

0,85

294

ГАЗ-33023

М103ЕХ/29

0,9

0,85

295

Беларус 82.1-СМ

5997АА/29

0,7

0,65

296

Беларус 82.1-СМ

5995АА/29

0,7

0,65

297

Беларус 82.1-СМ

5996АА/29

0,7

0,65

298

Беларус 82.1

5971АА/29

0,7

0,65

299

ГАЗ-33023

К026НМ/29

0,7

0,65

300

ГАЗ-33023

Н091ХМ/29

0,7

0,65

301

ГАЗ-330232

К028НМ/29

0,7

0,65

302

ГАЗ-330232

К027НМ/29

0,7

0,65

304

ЗИЛ-433362 ВС-22-04 3АВ045

Н053ХМ/29

0,65

0,6

306

КАМАЗ-43255-А3

Н086ХМ/29

0,7

0,65

307

68903Е

Н087ХМ/29

0,7

0,65

314

ГАЗ-33081

Н314НМ152

0,85

0,8

315

ГАЗ-33081

Н293НМ152

0,85

0,8

316

ГАЗ-33023

Н005КЕ/29

0,75

0,7

317

КАМАЗ 43253

М028НХ/29

0,6

0,9

318

УАЗ-29891

М104ЕХ29

0,9

0,85

320

МАЗ-393606

Н098ХМ29

0,65

0,6

321

Чайка-Сервис 27842С

Н097ХМ/29

0,65

0,6

322

Луидор-2205А0

К062НМ/29

0,75

0,7

323

МАЗ-544008-060-021

Н056КЕ/29

0,8

0,75

329

МТЗ-82. МК.01.РТР-1

1887АА/29

0,7

0,65

334

TOYOTA camry

Н043ХМ/29

0,65

0,6

335

732333 (КамАЗ-43253)

М227ЕС/29

0,85

0,8

336

Чайка-сервис27842С

К065НМ/29

0,75

0,7

337

ГАЗ-3102

Т076ТТ/29

0,65

0,6

338

КАМАЗ 5490-S5

М031НХ/29

0,5

0,9

339

TOYOTA CAMRY

Т112ТТ/29

0,75

0,7

340

TOYOTA CAMRY

Р087РР/29

0,75

0,7

341

GROVE GMK-6300

Е378МО/29

0,55

0,5

342

ЕК-14-60

8434АК/29

0,7

0,65

343

ЕК-14-60

8435АК/29

0,55

0,5

344

ГАЗ-33023

К072НМ/29

0,75

0,7

347

ЗИЛ-450850

С138КУ/29

0,55

0,5

348

ПАЗ-320530

С145КУ/29

0,7

0,65

353

УАЗ-390995

Н049ХМ/29

0,7

0,6

354

Евраком 284002-02 Силач

К073НМ/29

0,8

0,7

355

ГАЗ — 330210

А223НС/29

0,85

0,75

357

ГАЗ-33023

Е826ВЕ/29

0,5

1

359

ГАЗ-3221

Е827ВЕ/29

0,65

0,85

360

ГАЗ-33023

Е836ВЕ/29

0,5

0,8

362

47541 на ш. ЗИЛ-5301В2

К031НМ/29

0,75

0,65

363

ГАЗ-2752

М037НХ/29

0,95

0,9

366

ПАЗ-320402-05

М107ЕХ/29

1,55

0,9

367

ПАЗ-320402-05

М108ЕХ/29

0,95

0,85

368

TOYOTA camry

Р090РР/29

0,7

0,6

371

2844В5 на ш. ГАЗ-330273

М109ЕХ/29

0,95

0,85

372

ГАЗ-2752

М116ЕХ/29

0,95

0,85

373

ГАЗ-2217

М115ЕХ/29

0,95

0,85

374

ГАЗ-33023

М110ЕХ/29

0,95

0,85

375

ГАЗ-2705

М112ЕХ/29

0,95

0,85

376

ГАЗ-2705

М113ЕХ/29

0,95

0,85

377

ГАЗ-33023

Е823ВЕ/29

0,5

0,8

378

FORD TOUR-NEO BUS

Н050КЕ/29

0,65

0,55

381

ГАЗ-32212

К322ОС/29

0,8

0,7

382

ГАЗ-330232

К325ОС/29

0,8

0,7

383

ГАЗ-330232

К324ОС/29

0,8

0,95

385

МАЗ-6501В5 (481-000)

К186УС/29

0,85

0,75

389

ГАЗ-330232

К187УС/29

0,85

0,75

390

ГАЗ-2705

В300НО/29

0,85

0,75

393

28187-0000010-01

К328ОС/29

0,8

0,75

394

SKODA superb

Т111ТТ/29

1,55

0,7

395

SKODA superb

Т021ТТ/29

0,7

0,6

396

SKODA superb

Р105РР/29

0,7

0,6

397

SKODA superb

Т078ТТ/29

0,7

0,6

400

УАЗ-3303

С804НС29

0,95

1

Согласно п. 9 ст. 4 Закона о защите конкуренции недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Для признания действий хозяйствующего субъекта актом недобросовестной конкуренции необходимо одновременно выполнение следующих условий: наличие конкурентных отношений между субъектами, что предполагает осуществление ими фактической деятельности на одном товарном рынке и в пределах определенных географических границ (на определенной территории), совершение одним из хозяйствующих субъектов каких-либо действий, если эти действия противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности, справедливости; эти действия направлены на приобретение преимуществ перед конкурентом; причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам -конкурентам, либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

В соответствии со ст. 14.8 Закона о защите конкуренции не допускаются иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 14.1 - 14.7 настоящего Федерального закона.

Архангельским УФАС России был составлен аналитический отчет по анализу состояния конкуренции на товарном рынке реализации услуг страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) в Архангельской области в объеме, необходимом для выдачи предупреждения ПАО СК «Росгосстрах» в лице филиала ПАО СК «Росгосстрах» в Архангельской области, по результатам которого можно сделать вывод, что ПАО СК «Росгосстрах», ООО СК «Согласие» и САО «ВСК» являются конкурентами на рынке оказания услуг ОСАГО Архангельской области.

В связи с изложенными обстоятельствами, 14.12.2018 в отношении ПАО СК «Росгосстрах» в лице филиала ПАО СК «Росгосстрах» в Архангельской области приказом от 14 декабря 2018 года № 305 было возбуждено дело № 39‑18 по признакам нарушения требований статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

14.12.2018 Определением о назначении дела № 39-18 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению ПАО Страховая Компания «Росгосстрах» в лице филиала ПАО Страховая Компания «Росгосстрах» в Архангельской области было привлечено к участию в рассмотрении дела № 39-18 в качестве Ответчика, ООО СК «Согласие» в лице Северного регионального филиала в качестве Заявителя и АО «ПО «Севмаш» привлечен к участию в рассмотрении дела № 39-18 в качестве Заинтересованного лица.


 

Комиссия рассмотрела дело с учетом следующего:

Порядок проведения закупок отдельными видами юридических лиц, а также оспаривания их результатов регламентированы положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (Закон № 223‑ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 1 данного Закона его целями регулирования являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 названной статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Порядок проведения торгов отдельными видами юридических лиц, а также возможность оспаривания их результатов регламентирован положениями Закона № 223-ФЗ, которые обязывают заказчика разработать Положение о закупке, которое является документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ).

Положение о закупках товаров, работ, услуг, утверждено решением Совета директоров АО «ПО «Севмаш» (протокол от 24.03.2017 № СД-06/2017) (далее — Положение).

В силу пункта 2.1 Положение регулирует закупочную деятельность Заказчика, в целях: в том числе обеспечения равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки обеспечения информационной открытости закупки в степени, достаточной для потенциальных поставщиков, государственных органов, общественности.

Пунктом 5.4.2 Положения установлено, что Организатор закупки формирует извещение о закупке, закупочную документацию и утверждает ее в соответствии с требованиями данного Положения.

В соответствии с пунктом 5.4.12 Положения в закупочной документации должны быть указаны, в том числе следующие сведения: начальная (максимальная) цена договора (цена лота) либо сведения, что начальная (максимальная) цена не установлена; форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги; порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей).

Следовательно, участники закупки при подаче заявки должны руководствоваться Положением о закупке, требованиями, предъявляемыми закупочной документацией.

Порядок проведения процедуры закупки утвержден решением Совета директоров АО «ПО «Севмаш» (Протокол № СД-06/2017 от 24.03.2017) (далее — Порядок).

В соответствии с пунктом 6.5.2 Порядка оценка и сопоставление заявок на участие в запросе предложений осуществляются Закупочной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями и в порядке, установленными закупочной документацией и внутренними регламентирующими документами Заказчика.

Согласно пункту 6.5.7 Порядка выигравшим предложением является предложение, которое в соответствии с критериями, указанными в извещении о проведении запроса предложений, наилучшим образом удовлетворяет потребностям Заказчика в товарах (работах, услугах).

Для участия в рассматриваемом открытом запросе предложений в электронной форме было допущено 3 заявки: ООО СК «Согласие», ПАО СК «Росгосстрах», САО «ВСК».

ПАО СК «Росгосстрах» было признано победителем в открытом запросе предложений в электронной форме, как участник, предложивший наименьшую цену.

ООО СК «Согласие» и САО «ВСК» были представлены одинаковые ценовые предложения с ценой, равной 2787993,91 руб., рассчитанной в соответствии с действующими нормами законодательства об ОСАГО, с максимальным снижением суммы страховой премии в пределах, допустимых нормами Указания ЦБ РФ № 3384-У (минимальная допустимая цена услуги).

Ценовое предложение ПАО СК «Росгосстрах» оказалось ниже предложений остальных участников и составило 2742121,97 руб.

На заседании закупочной комиссии (протокол заседания закупочной комиссии № 3582/11407/31 от 12.01.2018) было принято следующее решение:

ПАО СК «Росгосстрах» - итоговый рейтинг 100 баллов (цена договора 70 баллов, квалификация участника 20 баллов, финансовая надежность 10 баллов).

ООО СК «Согласие» - итоговый рейтинг 85,52 балла (цена договора 68,85 баллов, квалификация участника 10 баллов, финансовая надежность 6,67 баллов).

Архангельский филиал САО «ВСК» - итоговый рейтинг 77,52 балла (цена договора 68,85 баллов, квалификация участника 0,00 баллов, финансовая надежность 8,67 баллов).

Согласно Протоколу оценки и сопоставления заявок участников, в торговой процедуре Запрос предложений № 2396102-1 от 17.01.2018 09:18 Организатор размещения заказа: АО «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие» приняло решение о возможности заключения договора на условиях, предусмотренных документацией о проведении торговой процедуры, с участником, заявке которого присвоен порядковый № 1, а именно с ПАО СК «Росгосстрах» (сумма: 2 742 121,97 руб.).

ООО СК «Согласие» было присвоено второе место (протокол оценки и сопоставления заявок участников в торговой процедуре Запрос предложений № 2396102-1 от 17.01.2018 09:18).

Пунктом 6.1.3 Порядка установлено, что в закупочной документации может быть указано, какие требования Организатора закупки (включая условия и (или) форму договора) являются обязательными и которые потенциальные Участники закупки должны принять полностью и безоговорочно, а какие требования Организатора закупки являются желательными и в отношении которых потенциальные Участники могут подавать встречные предложения (включая предложения по условиям и (или) форме договора). Если в закупочной документации не указаны желательные требования, все требования Организатора являются обязательными, о чем в закупочной документации должно содержаться соответствующее указание.

В силу пункта 6.3 извещения о закупке цена договора (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей) формируется в соответствии с Указанием № 3384-У.


 

В закупочной документации ссылки на возможность применения участниками измененных КБМ, а также с использованием автоматизированной системы обязательного страхования, отсутствуют. Из закупочной документации также не следует, что участники в своих заявках могли указать значение КБМ, отличное от документации.

Согласно пункту 5.4 закупочной документации страховая премия должна быть определена в рублях и рассчитываться в соответствии с требованиями Закона об ОСАГО, Указаниями № 3384-У.

Пунктом 7.2 закупочной документации установлено, что оценка и сопоставление заявок на участие предложений осуществляется Закупочной комиссией в соответствии с критериями оценки заявок (приложение № 7 к информационной карте) и в порядке, установленном закупочной документацией.

В силу пункта 6.1.7 Порядка любой потенциальный поставщик закупки вправе направить Организатору закупок запрос о разъяснении положений закупочной документации. В течение 3 календарных дней со дня поступления указанного запроса Организатор закупок направляет в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений документации. Разъяснения положений не должны менять извещение и закупочную документацию. Не позднее, чем в течение 3 календарных дней со дня предоставления указанных разъяснений такое разъяснение размещается Заказчиком в единой информационной системе (и ЭТП при проведении закупки в электронной форме) с указанием предмета запроса, но без указания Участника закупки, от которого поступил запрос.

Следует отметить, что участники закупки не обращались в адрес организатора закупки по вопросу разъяснений закупочной документации.

ПАО Страховая Компания «Росгосстрах» в лице филиала ПАО Страховая Компания «Росгосстрах» в Архангельской области указало на то, что при расчетах использовались базовые ставки и коэффициенты, рассчитанные в соответствии с требованиями Закона об ОСАГО, Указаниями № 3384-У. Коэффициент КБМ определялся на основе информации, полученной на официальном сайте «Российского союза автостраховщиков.

ООО СК «Согласие» в лице Северного регионального филиала сообщило, что при подаче заявки Компанией были использованы сведения, в том числе и данные КБМ, изложенные в конкурсной документации АО «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие».

Получить данные о коэффициенте КБМ с информационного ресурса «Российского союза автостраховщиков» по каждому транспортному средству, находящемуся в собственности юридического лица, не являлось возможным в силу того, что Заказчиком не были представлены в конкурсной документации необходимые для этого данные идентификационных номеров автомобилей (VIN номер) и идентификационный номер налогоплательщика. По этой причине выгрузка данных КБМ из АИС РСА ООО «Согласие» не производилась (письмо от 08.05.2018 № 73-ф046исх/2018).

05 июня 2018 года Российский Союз Автостраховщиков (РСА) в ответ на запрос Управления письмом № И-55905 сообщил, что для определения значения коэффициента страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период предыдущих договоров обязательного страхования (КБМ) юридического лица с использованием автоматизированной информационной системы обязательного страхования (АИС ОСАГО), созданной в соответствии со статьей 30 Закона об ОСАГО, необходимы следующие сведения: наименование юридического лица, ИНН юридического лица (за исключением иностранных юридических лиц), данные транспортного средства (один из следующих идентификаторов: VIN, номер кузова, номер шасси, государственный номерной знак).

Таким образом, для определения КБМ юридических лиц, зарегистрированных на территории Российской Федерации, необходим ИНН юридического лица, при этом в случае отсутствия сведений о VIN транспортного средства КБМ может быть определен исходя из номера кузова, номера шасси, государственного номерного знака.

Департамент страхового рынка Банка России (письмо от 03.07.2018 № 53-1-2-2/2292) сообщил, что для получения информации о размере коэффициента страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, в период действия предыдущих договоров обязательного страхования (КБМ), из автоматизированной информационной системы обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 Закона об ОСАГО (АИС ОСАГО), данных только о транспортном средстве недостаточно. Для получения информации о размере коэффициента КБМ транспортного средства, владельцем которого является юридическое лицо, необходимы данные об идентификационном номере налогоплательщика и об одном из следующих показателей: идентификационный номер транспортного средства (VIN); государственный регистрационный знак транспортного средства; номер кузова транспортного средства; номер шасси транспортного средства.

Какой из указанных показателей необходимо использовать для получения информации о размере коэффициента КБМ, зависит от того, какие данные были внесены в АИС ОСАГО страховщиками по данному транспортному средству. В случае, если в АИС ОСАГО были внесены все указанные показатели, то для получения информации о размере коэффициента КБМ можно использовать любой из них. В случае, если в АИС ОСАГО был внесен только один показатель, получить информацию о размере коэффициента КБМ можно используя только данный показатель.

Поскольку чаще всего в АИС ОСАГО вносится информация об идентификационном номере транспортного средства, как правило, данных об идентификационном номере налогоплательщика и об идентификационном номере транспортного средства достаточно для получения информации о размере коэффициента КБМ. Однако, возможны случаи, когда для получения информации о размере коэффициента КБМ необходимо использовать иной показатель, чем идентификационный номер транспортного средства.

Без информации об идентификационном номере налогоплательщика данные о размере коэффициента КБМ из АИС ОСАГО получить нельзя.

Из письма АО «ПО «Севмаш» от 26.06.2018 № 35.82/843 следует, что базовые ставки и коэффициенты (КБМ) рассчитывались специалистами транспортного производства АО «ПО «Севмаш». Общество ежеквартально вносит корректировки данных по автотранспортным средствам, ведет учет аварий и страховых случаев. Исходя из этого, определяются коэффициенты КБМ для собственных транспортных средств. Коэффициент КБМ проверяется (сверяется) на сайте ИСА РСА.

При расчете цены договора любая организация могла применять свои коэффициенты, в том числе и КБМ.

В ходе рассмотрения дела № 39-18 ООО СК «Согласие» ООО СК «Согласие» в лице Северного регионального филиала направило в адрес Управления пояснения, из которых следует, что намеренное применение страховщиком при участии в конкурсной процедуре неверно определенных значений коэффициента бонус-малус при расчете стоимости договора ОСАГО приводит к получению незаконного преимущества такими страховщиком перед другими участниками закупки.

Письмом от 27.02.2019 № 35.82/323 АО «ПО «Севмаш» указало, что в закупочной документации Заказчик не рассчитывал коэффициенты КБМ. Данный коэффициент проверяется (сверяется) на сайте ИСА РСА.


 

По настоящему делу Комиссией Архангельского УФАС России было принято заключение об обстоятельствах дела, согласно которому Комиссия пришла к выводу о необходимости квалифицировать действия ПАО «Росгосстрах», выразившиеся в недобросовестной конкуренции посредством изменения в отношении транспортных средств коэффициента КБК при расчете страховой премии при участии в закупке на право заключения договоров на оказание услуг страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) на 2018 год, что привело к получению преимуществ перед другими участниками на товарном рынке реализации услуг страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в Архангельской области, как нарушающие требования статьи 14.8 Закона о защите конкуренции.

При этом, в отношении обстоятельств, изложенных в заключении, ПАО «Росгосстрах» обратило внимание на следующее.

Как следует из п. 6 ст. 9 Закона об ОСАГО, установленные страховые тарифы обязательны для применения страховщиками. Страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.

Согласно п. 1.8 Положения о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утв. Банком России 19.09.2014 № 431‑П, вместе с заявлением о заключении договора обязательного страхования страхователь вправе предоставить страховщику сведения о страховании, полученные от страховщика, с которым был заключен предыдущий договор обязательного страхования.

Сведения о страховании не предоставляются лицом, заключающим договор обязательного страхования со страховщиком, с которым был заключен предыдущий договор обязательного страхования.

Таким образом, из буквального толкования указанного пункта следует, что страховщик, с которым был заключен предыдущий договор обязательного страхования, обладает необходимыми сведениями для заключения договора обязательного страхования.

ПАО «Росгосстрах сообщило, что является страховщиком, с которым АО «ПО «Севмаш» были заключены предыдущие договоры обязательного страхования, поэтому указало в заявке страховую премию, которая была получена расчетным путем с корректным применением страховых тарифов, установленным Указанием ЦБ РФ от 19.09.2014 № 3384‑У с учетом значения коэффициента КБМ, примененного при заключении с Заказчиком предыдущих договоров ОСАГО. Т.е. при расчете ПАО СК «Росгосстрах» в отношении 119 транспортных средств был применен КБК отличный от указанного Заказчиком.

ПАО СК «Росгосстрах» указало на то, что согласно п. 7.2 Закупочной документации, оценка и сопоставление заявок на участие в запросе предложений осуществляется Закупочной комиссией в соответствии с критериями оценки заявок (приложение № 7 к Информационной карте) и в порядке, установленном Закупочной документацией.

На основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений Закупочной комиссией каждой заявке на участие в запросе предложений присваивается порядковый номер. Заявке на участие в запросе предложений, в которой содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер (п. 7.3 Закупочной документации).

В соответствии с п. 7.10 закупочной документации выигравшим предложением является предложение, которое в соответствии с критериями, указанными в приложении № 7 к информационной карте, наилучшим образом удовлетворяет потребностям Заказчика в работах. В случае, если в нескольких предложениях содержатся одинаковые условия исполнения договора, выигравшим признается предложение, поступившее ранее других, содержащих такие условия.

Пункт 1.2. Приложения № 7 к Закупочной документации предусматривает критерии оценки заявок на участие в запросе предложений: 1. Цена договора со значимостью 70%; 2. Квалификация со значимостью 20%; 3. Финансовая надежность со значимостью 10%.

Согласно п. 1.3 Приложения № 7 к Закупочной документации, на основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений, Комиссией каждому участнику запроса предложений относительно других присваиваются рейтинги по соответствующим критериям. Рейтинг представляет собой оценку в баллах, получаемую по результатам оценки по критериям.

В данном случае на заседании Закупочной комиссии было принято решение присвоить ПАО СК «Росгосстрах» 100 баллов (цена договора – 70, квалификация участника – 20, финансовая надежность – 10); ООО СК «Согласие» 85,22 баллов (цена договора – 68,85, квалификация участника – 10, финансовая надежность – 6,67).

Таким образом, ПАО СК «Росгосстрах» акцентирует внимание на то, что, даже если бы все участники закупки предложили равную цену договора, и ООО СК «Согласие» было присвоено максимальное количество баллов (70), итоговый рейтинг ООО СК «Согласие» составил бы 86,67 баллов, то есть меньше, чем у ПАО СК «Росгосстрах».

Соответственно, как указывает ПАО СК «Росгосстрах», рассматриваемые действия компании в любом случае не привели к получению преимущества для признания его победителем.


 

Проанализировав имеющиеся материалы по делу № 39-18, и учитывая фактические обстоятельства, а также, принимая во внимание письмо ФАС России от 13.08.2019 № АК/70077/19, Комиссия Архангельского УФАС России пришла к следующим выводам.

Доводы Комиссии Архангельского УФАС России, подтверждающие наличие в действиях ПАО СК «Росгосстрах» недобросовестной конкуренции, основаны на положениях пункта 1.8 Правил ОСАГО, согласно которым при выявлении несоответствия между представленными страхователем сведениями о страховании, сведениями, указанными в заявлении о заключении договора ОСАГО, и информацией, содержащейся, в т.ч., в автоматизированной информационной системе обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, страховщик заключает договор ОСАГО исходя из представленных страхователем сведений.

В связи с этим, следует обратить внимание на то, что коэффициенты страховых тарифов, включая КБМ, являются составной частью цены контракта на оказание услуг по ОСАГО и могут использоваться заказчиком при обосновании начальной (максимальной) цены контракта на оказание услуг по ОСАГО.

Определение страховщиками значений КБМ и расчет страховой премии по договору ОСАГО, исходя из норм пункта 10.1 статьи 15 и пункта 3 статьи 30 Закона об ОСАГО, должны осуществляться с использованием АИС ОСАГО.

Заключение договора ОСАГО без проверки соответствия представленных страхователем сведений информации, содержащейся в АИС ОСАГО, не допускается.

Согласно пункту 10 статьи 15 Закона об ОСАГО сведения о страховании представляются страховщиком страхователю при прекращении договора ОСАГО и являются сведениями о количестве и характере наступивших страховых случаев, об осуществленном страховом возмещении и о предстоящем страховом возмещении, о продолжительности страхования, о рассматриваемых и неурегулированных требованиях потерпевших о страховом возмещении и иными сведениями о страховании в период действия договора ОСАГО.

Форма представления указанных сведений страховщиком утверждена приложением 4 к Правилам ОСАГО.

Содержание пункта 1.8 Правил ОСАГО, в соответствии с которым при выявлении несоответствия между представленными страхователем сведениями и информацией, содержащейся в АИС ОСАГО, страховщик заключает договор ОСАГО исходя из представленных страхователем сведений, не может расцениваться как подтверждение необходимости безусловного использования информации о значениях КБМ, определенных заказчиком при проведении закупки услуг по ОСАГО, учитывая сущностное различие таких сведений и сведений о страховании в понимании пункта 10 статьи 15 Закона об ОСАГО.

Необходимо также принимать во внимание, что квалификация коэффициентов страховых тарифов по ОСАГО в качестве условия закупки, подлежащего обязательному исполнению страховыми организациями при участии в этой закупке, при неправильном определении заказчиком значений КБМ может привести к нарушению страховыми организациями Закона об ОСАГО, поскольку, в частности, пунктом 6 статьи 9 данного закона предусмотрено, что страховые организации не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 Закона об ОСАГО.

При этом, как указывалось ранее, определение страховщиками значений КБМ и расчет страховой премии по договору ОСАГО, исходя из норм пункта 10.1 статьи 15 и пункта 3 статьи 30 Закона об ОСАГО, должны осуществляться с использованием АИС ОСАГО.

Изложенные обстоятельства и, в частности, определение Законом об ОСАГО КБМ в качестве коэффициента страховых тарифов по ОСАГО, не возволяют относить КБМ к сведениям о страховании, которые подлежат представлению владельцем транспортного средства страховщику для заключения договора ОСАГО в соответствии с пунктом 10 статьи 15, пунктами 6 и 7 статьи 30 Закона об ОСАГО.

Согласно материалам по делу, Заказчиком – АО «ПО «Севмаш» и ПАО СК «Росгосстрах» были заключены предыдущие договоры на право оказания услуг по ОСАГО, что позволило ПАО «СК «Росгосстрах» применить значения КБМ с учетом имеющихся у страховщика сведений о страховых выплатах в предшествующий период.

Таким образом, вывод Комиссии Архангельского УФАС России о том, что применение ПАО СК «Росгосстрах» значений КБМ, отличных от определенных Заказчиком при проведении закупки, является при прочих установленных обстоятельствах составляющей недобросовестной конкуренции, является не верным (подобный вывод возможен только при условии указания заказчиком в документации о закупке при обосновании начальной (максимальной) цены контракта значений КБМ, которые соответствуют значениям КБМ, подлежащим применению в каждом конкретном случае при заключении договоров ОСАГО).

В случае же если указанные заказчиком в документации о закупке значения КБМ не соответствуют значениям КБМ, информация о которых содержится в АИС ОСАГО, исходя из положений пункта 10.1 статьи 15 и пункта 3 статьи 30 Закона об ОСАГО, страховщик при формировании ценового предложения для участия в закупке обязан был руководствоваться информацией, содержащейся в АИС ОСАГО. При этом оценка действий страховщика по определению ценового предложения должна исходить из возможности применения коэффициента КБМ будущего периода (письмо ФАС России от 20.12.2018 № АК/104725/18).

ПАО «Росгосстрах» сообщило, что является страховщиком, с которым АО «ПО «Севмаш» были заключены предыдущие договора ОСАГО, поэтому указало в заявке страховую премию, которая была получена расчетным путем с корректным применением страховых тарифов, установленных Указанием № 3384, с учетом значения коэффициента КБМ, примененного при заключении с заказчиком предыдущих договоров ОСАГО.

Таким образом, в рассматриваемом случае ПАО СК «Росгосстрах» подтвердило информацию о применении страховой премии, полученной расчетным путем с корректным применением страховых тарифов, соответствующих установленным Указанием. Такие действия страховщика – ПАО СК «Росгосстрах», выразившиеся в изменении в отношении транспортных средств коэффициента КБК при расчете страховой премии при участии в закупке, не содержат признаков нарушения статьи 14.8 Закона о защите конкуренции.

При этом, Комиссия Архангельского УФАС России согласна с доводом ПАО СК «Росгосстрах», о том, что рассматриваемые действия компании в любом случае не привели к получению преимущества для признания его победителем, поскольку даже если бы все участники закупки предложили равную цену договора, и ООО СК «Согласие» было присвоено максимальное количество баллов (70), итоговый рейтинг ООО СК «Согласие» составил бы 86,67 баллов, то есть меньше, чем у ПАО СК «Росгосстрах».

Такие действия страховщика не противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, а также не являются проявлением недобросовестной конкуренции.


 

Руководствуясь ст. 41, п. 1 ч. 1 ст. 48 Федерального закона «О защите конкуренции» Комиссия

Р Е Ш И Л А:

Рассмотрение дела № 39-18, возбужденного в отношении ПАО Страховая компания «Росгосстрах», в лице филиала ПАО СК «Росгосстрах» в Архангельской области, прекратить, в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.


 

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия или выдачи.


 


 

Председатель комиссии

 

Ю.Г. Цакулов

 

Члены комиссии

 

Т.В. Нестеренко

 

 

 

В.Н. Родионов

 

 

 

Б.А. Козарик

 

 

Наверх