Доклад руководителя Архангельского УФАС России на публичных слушаниях о результатах правоприменительной практики за 3 квартал 2019 года
13 ноября 2019, 00:00
Тип документа:
Доклады

Развитие региональной экономики в рамках выполнения Национального плана развития конкуренции в России

 

Конкуренция является стимулом экономического роста и основой поступательного развития страны, главным движущим фактором эволюционного развития общества. Конкуренция стимулирует развитие новых технологий и поиск наиболее эффективных способов производства, приводит к повышению конкурентоспособности товаров, сбалансированности их качества и цены, расширению выбора товаров для потребителей.

Поддержка конкуренции является одной из основ конституционного строя Российской Федерации. Современное российское законодательство о защите конкуренции в результате последовательных преобразований за последние несколько десятков лет стало соответствовать мировым стандартам и принципам антимонопольного законодательства.

В то же время для эффективного развития конкуренции недостаточно наличия лишь законодательства, защищающего принципы здоровой и честной конкуренции, необходимы институциональные и правовые механизмы, стимулирующие развитие конкуренции в отраслях экономики и регионах страны.

Развитие конкуренции в экономике - это многоаспектная задача, решение которой в значительной степени зависит от эффективности проведения государственной политики по широкому спектру направлений: от макроэкономической политики, создания благоприятного инвестиционного климата, включая развитие финансовой и налоговой системы, снижения административных и инфраструктурных барьеров, до защиты прав граждан и региональной политики.

Реализация задач, направленных на обеспечение эффективности функционирования российской экономики на основе здоровой конкуренции, особенно в условиях экономических санкций, возможно только при консолидированном участии в данном процессе органов власти всех уровней, российского бизнес-сообщества и институтов гражданского общества.

Президент Российской Федерации подписал Указ № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции», который стал связующим системным звеном, объединив федеральную составляющую по развитию конкуренции с созданной региональной и муниципальной инфраструктурой по содействию развитию конкуренции.

Указ Президента № 618 является реализацией статей 8 и 34 Конституции Российской Федерации, в которых поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, недопущение экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию – отнесены к основам конституционного строя Российской Федерации и основным правам и свободам человека и гражданина.

Это документ стратегического характера, в котором определено, что в настоящее время активное содействие развитию конкуренции в Российской Федерации является приоритетным направлением деятельности всех органов государственной власти и органов местного самоуправления. Указ № 618 утвердил Национальный план развития конкуренции, который представляет собой среднесрочный план развития конкуренции на федеральном и региональном уровнях. Он предусматривает ключевые показатели по развитию конкуренции на ближайшие три года.

Национальный план стал первым комплексным стратегическим документом федерального уровня, направленным на развитие конкуренции. Положениями Указа № 618 и Национального плана были заданы основные векторы совместной работы органов власти всех уровней, определены основополагающие принципы государственной политики по развитию конкуренции, а также установлены отрасли (сферы) экономики, на развитие конкуренции в которых в первую очередь направлены мероприятия Национального плана.

Активное содействие развитию конкуренции в Российской Федерации признано приоритетным направлением деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления.

 

Контроль органов власти и местного самоуправления.

За истекший период 2019 года выявлено 11 фактов нарушения органами местного самоуправления требований части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившихся в предоставлении муниципального имущества без проведения конкурсных процедур, что не может не влиять на конкуренцию на товарном рынке.

Выдано 12 предупреждений о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Рассмотрено 9 дел об административных правонарушениях по делам о торгах, продаже имущества (по ст. 7.32.4 КоАП РФ), привлечено к административной ответственности 9 должностных лиц, наложено штрафов на сумму 243000 руб.

10 дел об административных правонарушениях по ограничению конкуренции (по ст. 14.9 КоАП РФ), привлечено к административной ответственности 10 должностных лиц, наложено штрафов на сумму 180000 руб.

по ст19.5 (неисполнение предписаний) привлечено к административной ответственности 5 должностных лиц и наложено трафов на сумму 40 тр.

Государственный контроль (надзор) в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

С начала 2019 года Комиссией Архангельского УФАС по контролю в сфере закупок было рассмотрено 264 жалобы, из которых 64 (24%) были признаны обоснованными, либо обоснованными частично. Для устранения выявленных нарушений было выдано 92 предписания.

Проведено 5 плановых проверок, 60 – внеплановых, рассмотрено 131 административное дело, наложено штрафов на сумму 1 916,56 тыс. руб. Рассмотрено 138 обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков, удовлетворено 35 обращений, по 69 обращениям об уклонении победителя от подписания контракта выданы предписания о направлении проекта контракта вновь для подписания с победителем закупки.

Статистические данные позволяют сделать выводы о ежегодном увеличении объема поступающих жалоб, что свидетельствует о заинтересованности участников правоотношений в сфере контрактной системы механизмами обжалования действий заказчиков и их закупочных комиссий.

Подавляющая часть жалоб поступает на закупки по выполнению ремонтных работ, поскольку данный сегмент наиболее подвержен злоупотреблениям со стороны заказчиков и их комиссий. Также закупки на выполнение ремонтных работ представляют особый интерес для так называемых «профессиональных жалобщиков», т.е. заявителей, которые не имеют цели добросовестного участия в закупке, напротив стараются сорвать ее проведение путем подачи множества жалоб. Контроль исполнения выданных предписаний показывает, что после пересмотра заявок в ряде случаев заявители не участвуют в аукционе, либо уклоняются от заключения государственного контракта.

Проблема «профессиональных жалобщиков» создает некоторые неудобства деятельности Управления, поскольку значительные временные и трудовые ресурсы расходуются на обработку жалоб, которые фактически не направлены на защиту или восстановление прав кого-либо из участников, а зачастую становятся механизмом для недобросовестной конкуренции между подрядчиками либо специализированными организациями.

Данные обстоятельства значительно усложняют осуществление контрольных функций, и объективно требуют регулирования, как, например, ограничение прав на обжалование.

 

Типовыми ограничительными барьерами для участия в закупках по-прежнему служат:

- нарушение правил описания объекта закупки;

- установление ненадлежащей инструкции по заполнению сведений о конкретных показателях товаров;

- неправомерные отказы в допуске к участию в электронном аукционе либо неправомерные отклонения заявок на основании вышеназванных нарушений.

 

 

Наиболее часто встречающимся нарушением в части описания объекта закупки является установление так называемых «испытательных характеристик» о недопустимости использования которых указано, в том числе в письме ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке», законность которого также подтверждена Решением Верховного Суда РФ от 09.02.2017 № АКПИ16-1287. Руководствуясь данным письмом Управление квалифицирует установление подобных требований как нарушение законодательства о контрактной системе. В каждом конкретном случае Управление дает оценку их влиянию на процесс подачи заявок, выбор победителя. В Управлении отсутствует практика судебного обжалования принятых решений.

Вступившие в силу изменения законодательства в части выполнения работ по строительству/реконструкции/капитальному ремонту объектов капитального строительства избавило крупные закупки от нарушений, связанных с описанием требований к товарам.

Управление также рассматривает жалобы в которых обжалуется неправомерное установление требований к участникам закупки для подтверждения опыта работ согласно Постановлению Правительства №99. При рассмотрении таких жалоб Комиссии УФАС исходит из анализа видов проводимых ремонтных работ - капитальный или текущий ремонт.

В случае, если объект закупки определен заказчиком, как выполнение работ по капитальному ремонту, он обязан разместить в Единой информационной системе в сфере закупок проектную документацию, установить соответствующие единые и дополнительные требования к участникам закупки, а также установить требование к составу первой части заявки, которая должна содержать исключительно согласие участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе (такое согласие дается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

В случае же проведения закупки на выполнение работ по текущему ремонту, дополнительные требования к участникам закупки и требование о членстве участника в саморегулируемой организации не устанавливаются.

Так же при рассмотрении жалоб Управление учитывает позицию ФАС России, изложенная в письме от 19.06.2019 № МЕ/51304/19, согласно которой в качестве подтверждения опыта выполнения строительных работ может быть представлен опыт выполнения работ только в качестве генерального подрядчика.

 

Нередки случаи при рассмотрении жалоб на действия комиссий, когда проблема выявляется в ненадлежащей инструкции по заполнению заявки, что и приводит к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям по формальным основаниям.

 

Отдельно стоит обратить внимание на проблему отказа в принятии заказчиками банковских гарантий, предоставляемых участниками закупки в качестве обеспечения исполнения контрактов. Отсутствие в настоящее время типовой формы и текста банковской гарантии для использования в сфере закупок позволяет искажать требования законодательства о контрактной системе к банковской гарантии таким образом, что получение денежных средств при наступлении гарантийных случаев будет возможным исключительно в судебном порядке.

 

О некоторых изменениях законодательства о контрактной системе:

Планирование закупок.

К настоящему времени реализован первый этап упрощения системы закупок – Федеральный закон №71-ФЗ, убирает «узкие места» в законодательстве, с которыми регулярно сталкивались как регулятор, так и участники закупок. Среди них: сокращение избыточного планирования и отчётности, введение «согласия» в стройке, возможность заключения контракта со 2м участником при расторжении контракта*.

 

«Эти нововведения существенно помогут и заказчику, и участнику и направлены на сокращение срока реализации закупки».

 

С 2020 года Потребуется составлять только план-график. Как и сейчас, закупку нельзя будет провести, если она не включена в этот документ или не соответствует ему.

Правительство установит единые для всех заказчиков требования к форме документа и правила его ведения, утверждения и размещения. Регионы и муниципалитеты не смогут дополнять эти требования и правила.

Состав информации, которую нужно будет включать в план-график, станет иным. В законе предусмотрен такой перечень:

- идентификационные коды закупок. Порядок их формирования, скорее всего, поменяют, поскольку в них нельзя будет включить номера закупок из плана;

- наименования объектов закупок;

- объем финансового обеспечения закупок;

- сроки (периодичность) осуществления закупок;

- информация об обязательном общественном обсуждении.

Каким будет итоговый перечень сведений, пока непонятно, так как правительство сможет расширить его.

Описание объекта закупки и условий оплаты, как видно из предыдущего раздела, убрали из перечня сведений. Кроме того,исключили обязанность обосновывать объект и способ закупки, а также НМЦК.

Ранее предполагалось, что заказчики будут включать в план-график проект контракта, обоснованную НМЦК и полноценное описание объекта закупки за три месяца до ее начала. Такие требования могут предусмотреть в порядке формирования планов-графиков, который утвердит правительство.

На какой срок планировать закупки

План-график нужно будет оформлять на срок, равный сроку действия закона или муниципального акта о бюджете. В документ также придется включать информацию о закупках, которые в соответствии с бюджетным законодательством будут осуществлены по истечении планового периода.

Когда потребуется вносить изменения

Перечень оснований во многом воспроизводит перечни, предусмотренные в действующей редакции Закона о контрактной системе и правилах, утвержденных правительством. Новшеством стали ситуации, когда закупка перестала соответствовать требованиям, установленным в рамках нормирования.

Как скоро можно провести закупку после изменения плана-графика

Если заказчик скорректирует план-график, исправив данные о закупке или добавив новую закупку, начать процедуру или заключить контракт с единственным поставщиком можно будет уже через день во всех ситуациях.

Когда заработают новые правила

Заказчики продолжат вести планы и планы-графики по-старому до конца 2019 года. А вот правило о сроке проведения закупок при изменении плана-графика вступило в силу уже с 1 июля.

Отчеты об исполнении контракта

С 12.05.2019 утратили силу части 9-12 статьи 94 Закона о контрактной системе. Теперь соответствующие отчеты составлять и размещать в ЕИС не нужно. Указанное справедливо и для контрактов, заключенных до вступления в силу указанной нормы, о чем уже вышли соответствующие разъяснения Минфина РФ.

С 01.07.2019 закупки малого объема «подрасли».

Можно заключать контракты по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе на сумму до 300 тыс. руб. Годовой лимит таких закупок не изменится.

Увеличена сумма закупки лекарств по решению врачебной комиссии.

Заключить контракт на поставку лекарств по решению врачебной комиссии можно на сумму до 1 млн руб.

С 31.07.2019 отменяются извещения о проведении закупок у единственного поставщика

Любую закупку у единственного поставщика можно провести без извещения, в том числе закупки коммунальных услуг и услуг монополистов.

Не придется обосновывать способ закупки и существенные условия контракта.

Отменяется требование о составлении отчета, в котором заказчик должен обосновать выбор способа закупки, цену контракта и другие его существенные условия.

Как и сейчас, нужно будет включать в некоторые контракты обоснование цены. Однако больше не придется этого делать при закупках произведений для госфондов, произведений определенных авторов, печатных и электронных изданий, услуг, связанных с созданием и исполнением произведений.

Заказчики смогут больше закупать у единственного поставщика по п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе

Организации культуры и другие заказчики, перечисленные в п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, заключают контракт с единственным поставщиком на сумму до 600 тыс. руб. Для годового лимита таких закупок предусмотрели два варианта:

- не более 5 млн руб.;

- не более 50% совокупного годового объема закупок и не более 30 млн руб.

Такие изменения вступят в силу с 31.07.2019.

Сократятся сроки проведения аукционов

НМЦК «коротких» аукционов увеличена до 300 млн. руб. Извещения о таких закупках по-прежнему можно разместить за 7 календарных дней до даты окончания подачи заявок.

Максимальный cрок рассмотрения первых частей заявок составляет 3 рабочих дня вместо 7 календарных. Для «коротких» аукционов срок не изменился.

Аукцион будет проходить на следующий рабочий день после рассмотрения первых частей заявок.

У «строительных» аукционов появились свои особенности в процедуре проведения.

Станет легче проводить «строительные» аукционы

При закупке работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства с НМЦК не более 2 млрд руб. извещение можно разместить за 7 календарных дней до даты окончания срока подачи заявок.

Обязательно требуется размещать в ЕИС проектную документацию кроме случаев, когда проектирование входит в предмет контракта или проект не обязателен.

Если проектная документация размещена, то в первой части заявки участник должен дать только согласие на выполнение работ. Комиссии заказчика не нужно будет рассматривать первые части заявок и составлять протокол. Участника автоматически допустит к аукциону площадка. Аукцион пройдет через 4 часа после окончания срока подачи заявок.

Операторы проверят соответствие участников дополнительным требованиям

В закупках с дополнительными требованиями можно участвовать, только направив оператору площадки документы, подтверждающие соответствие таким требованиям.

На рассмотрение документов у оператора 5 рабочих дней. В размещении документов откажут, если участник нарушитпорядок направления документов либо пришлет не все или не те документы.

Для заказчиков ничего не изменится. Комиссии по-прежнему будут проверять документы, подтверждающие соответствие дополнительным требованиям.

Установили предельные сроки возврата обеспечения контракта

В контракте нужно будет по-прежнему устанавливать срок возврата денежных средств и он не должен превышать 30 дней с даты исполнения обязательств, а для закупок у СМП (субьектов малого предпринимательства) и СОНКО (социально ориентированные некоммерческие организации) - 15 дней.

Определили, как устанавливать цены этапов контракта

Если контракт предусматривает этапы исполнения, цену каждого из них нужно будет устанавливать в размере, пропорциональном снижению НМЦК (начальная минимальная цена контракта) участником, с которым заключается контракт.

Ввели новые обязательные положения для контрактов с неизвестным объемом

При заключении контракта с неизвестным объемом в него нужно будет включить порядок определения количества товара, объема работ или услуг на основании заявок заказчика.

В таких контрактах нужно указывать цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта.

Ужесточили антидемпинговые меры

Не получат аванс участники аукционов и конкурсов, предложившие цену контракта на 25 и больше процентов ниже, чем НМЦК.

Появились возможности пересмотреть условия контракта с единственным поставщиком (с 01.07.2019)

По соглашению сторон можно менять существенные условия контрактов, если закупаются, в частности:

Ввели новые основания для изменения существенных условий "строительных" контрактов

Можно будет изменить не только объем, но и вид выполняемых работ. При этом цена не должна вырасти или уменьшиться более чем на 10%. Данное основание необходимо указать в документации о закупке и контракте.

Появилась возможность продлить любой контракт, если сроки нарушены по вине подрядчика или по независящим от сторон обстоятельствам. Дополнительное время не должно превышать исходного срока. Сторонам придется согласовать новый срок возврата суммы, предоставленной в обеспечение контракта. Если в нарушении первоначального срока виноват подрядчик, до заключения допсоглашения он должен выплатить все начисленные неустойки и предоставить обеспечение на новый срок.

В контрактах со сроком исполнения более года можно будет увеличить на 30% цену и срок исполнения, если возникли независящие от сторон препятствия, например потребовалось доработать проектную документацию. Первоначальная цена контракта не должна превышать предела, установленного правительством. Для изменения условий необходимо решение правительства, высшего исполнительного органа региона или местной администрации.

Заказчик сможет заключить контракт со вторым участником без проведения торгов

В случае расторжения контракта по любому основанию, новый можно будет заключить с участником, заявке которого присвоен второй номер. При этом первого исполнителя должны включить в РНП, если от контракта отказался заказчик. Это ограничение не относится к поставкам товара для нормального жизнеобеспечения.


Хотелось бы подчеркнуть и то, что в этом году в повестке мероприятия появилась новая тема - картели на торгах, которые «к сожалению, стали частью госзаказа».

«Торги ушли в электронную сферу, туда, где распределяется часть национального продукта, поэтому для усиления контроля был разработан законопроект по борьбе с картелями»

«Законопроект предполагает более строгие наказания за антиконкурентные соглашения и вводит реестр участников картеля, напоминающий существующий реестр недобросовестных поставщиков. Санкций для этого списка, пока он работает в тестовом режиме, не будет, но дальше планируется не допускать участников картелей до торгов»

Кроме того, после принятия законопроекта «при участии в торгах нужно будет поставить «галочку», что вы не участник картеля и осознаёте всю ответственность за нарушение антимонопольного законодательства».

Статья 178 Уголовного Кодекса Российской Федерации предусматривает уголовную ответственность за ограничение конкуренции путем заключения между хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля), запрещенного в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекло извлечение дохода в крупном размере.

Учитывая, что причинение в результате нарушения антимонопольного законодательства ущерба или извлечение дохода является обязательным элементом состава преступления, комиссиям по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства при установлении фактов нарушений статей 11 и 16 Федерального закона «О защите конкуренции» следует определять размер причиненного ущерба или извлеченного дохода и отражать установленные обстоятельства в решении по делу о нарушении антимонопольного законодательства. Ущерб и доход следует определять за весь период противоправных деяний

 

Национальном плане развития конкуренции и нацпроектах: «Нельзя эффективно реализовать проекты без наличия развитой конкурентной сети». «Необходимо работать в тесной связке реализации Нацплана и нацпроектов. Сейчас работа в этом направлении ведется весьма активно: созданы дорожные карты развития отраслей российской экономики, ответственные за реализацию Нацплана

Также, отвечая на вопрос о ГУПах и госкомпаниях и их конкуренции малому бизнесу, можно утверждать, что «Отдавая закупки государственным и муниципальным предприятиям, мы будем выигрывать в оперативных решениях, но проиграем в стратегии».

 

Игорь Артемьев: корректировка тарифов по обращению с ТКО в сторону снижения неизбежна

ФАС России проводит анализ тарифов на обращение с отходами

В этом году 73 субъекта Российской Федерации перешли к новой модели регулирования, выбрав операторов обращения с ТКО по итогам конкурсных процедур.

 

«Разница в тарифах по итогам торгов достигала десятка раз. Сейчас мы проводим работу по анализу тарифов на коммунальные отходы. Корректировка тарифов, сложившихся в результате тендеров, в сторону снижения неизбежна для некоторых регионов».

Так, по итогам проверок и исполнения предписаний антимонопольного органа, в Свердловской области тарифы снизилось на 16,8-30,9%, в Оренбургской области на 11,9%, Омской области на 30%.

В целях смягчения реформы ТКО были приняты меры, направленные на ограничение роста платежей за обращение с отходами.

В сфере связи ФАС добилась отмены национального и внутрисетевого роуминга, разработала совместно с бизнес-сообществом принципы сетевой нейтральности. Кроме того, ведомством ведутся переговоры по отмене роуминга с коллегами из стран СНГ.

 

Также сегодня действуют правила недискриминационного доступа на рынок услуг почтовой связи, рынок теплоснабжения*, разрабатываются аналогичные требования для топливно-энергетического комплекса (транспортировка и хранение газа, подключение к газопроводу).

 

к настоящему времени Государственной думой в первом чтении принят проект Федерального закона № 554026-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления запрета на создание и осуществление деятельности унитарных предприятий)». Теперь, после внесения поправок, доработанный законопроект готовится к рассмотрению во втором чтении Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации.

Учитывая тот факт, что к настоящему времени количество унитарных предприятий, работающих на территории Архангельской области уже сократилось на 21 %, ожидается, что рассматриваемый законопроект будет всецело поддержан представителями органов власти нашего региона.

Приложенные файлы
доклад_к_единому_дню_отчетности-1573641845.doc (104,0 КБ)
Наверх