Доклад о результатах правоприменительной практики Архангельского УФАС России за 3 квартал 2019 года и в целом за 1 полугодие 2019 года. Руководства по соблюдению обязательных требований органа государственного контроля (надзора)
24 июля 2019, 00:00
Тип документа:
Доклады

ДОКЛАД О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ КОМИ УФАС РОССИИ ЗА 3 КВАРТАЛ 2019 ГОДА. РУКОВОДСТВА ПО СОБЛЮДЕНИЮ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ ОРГАНА ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА).

 

Доклад о результатах правоприменительной практики Архангельского УФАС России за 3 квартал 2019 года и в целом за 1 полугодие 2019 года. Руководства по соблюдению обязательных требований органа государственного контроля (надзора).

 

Развитие региональной экономики в рамках выполнения Национального плана развития конкуренции в России

 

Конкуренция является стимулом экономического роста и основой поступательного развития страны, главным движущим фактором эволюционного развития общества. Конкуренция стимулирует развитие новых технологий и поиск наиболее эффективных способов производства, что приводит к повышению конкурентоспособности товаров, сбалансированности их качества и цены, расширению выбора товаров для потребителей.

Поддержка конкуренции является одной из основ конституционного строя Российской Федерации. Современное российское законодательство о защите конкуренции в результате последовательных преобразований за последние несколько десятков лет стало соответствовать мировым стандартам и принципам антимонопольного законодательства.

В то же время для эффективного развития конкуренции недостаточно наличия лишь законодательства, защищающего принципы здоровой и честной конкуренции, необходимы институциональные и правовые механизмы, стимулирующие развитие конкуренции в отраслях экономики и регионах страны.

Развитие конкуренции в экономике - это многоаспектная задача, решение которой в значительной степени зависит от эффективности проведения государственной политики по широкому спектру направлений: от макроэкономической политики, создания благоприятного инвестиционного климата, включая развитие финансовой и налоговой системы, снижения административных и инфраструктурных барьеров, до защиты прав граждан и региональной политики.

Реализация задач, направленных на обеспечение эффективности функционирования российской экономики на основе здоровой конкуренции, особенно в условиях экономических санкций, возможно только при консолидированном участии в данном процессе органов власти всех уровней, российского бизнес-сообщества и институтов гражданского общества.

В конце 2017 г. Президент Российской Федерации подписал Указ № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции», который стал связующим системным звеном, объединив федеральную составляющую по развитию конкуренции с созданной региональной и муниципальной инфраструктурой по содействию развитию конкуренции.

Указ Президента № 618 является реализацией статей 8 и 34 Конституции Российской Федерации, в которых поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, недопущение экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию – отнесены к основам конституционного строя Российской Федерации и основным правам и свободам человека и гражданина.

Это документ стратегического характера, в котором определено, что в настоящее время активное содействие развитию конкуренции в Российской Федерации является приоритетным направлением деятельности всех органов государственной власти и органов местного самоуправления. Указ № 618 утвердил Национальный план развития конкуренции, который представляет собой среднесрочный план развития конкуренции на федеральном и региональном уровнях. Он предусматривает ключевые показатели по развитию конкуренции на ближайшие три года.

Национальный план стал первым комплексным стратегическим документом федерального уровня, направленным на развитие конкуренции. Положениями Указа № 618 и Национального плана были заданы основные векторы совместной работы органов власти всех уровней, определены основополагающие принципы государственной политики по развитию конкуренции, а также установлены отрасли (сферы) экономики, на развитие конкуренции в которых в первую очередь направлены мероприятия Национального плана.

Активное содействие развитию конкуренции в Российской Федерации признано приоритетным направлением деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления.

 

Контроль органов власти и местного самоуправления.

За истекший период 2019 года выявлено 11 фактов нарушения органами местного самоуправления требований части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившихся в предоставлении муниципального имущества без проведения конкурсных процедур, что не может не влиять на конкуренцию на товарном рынке.

Выдано 12 предупреждений о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Рассмотрено 9 дел об административных правонарушениях по делам о торгах, продаже имущества (по ст. 7.32.4 КоАП РФ), привлечено к административной ответственности 9 должностных лиц, наложено штрафов на сумму 91000 руб.

10 дел об административных правонарушениях по ограничению конкуренции (по ст. 14.9 КоАП РФ), привлечено к административной ответственности 10 должностных лиц, наложено штрафов на сумму 150000 руб.

 

 

  • Государственный контроль (надзор) в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

За истекший 2019 года Архангельское УФАС России рассмотрено 130 жалоб, проведено 19 внеплановых проверок и 2 плановых проверки, рассмотрено 110 административных дел, 87 обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков. Наложено штрафов на сумму 1 217,00 тыс.руб.

О некоторых изменениях законодательства о контрактной системе:

Планирование закупок.

Потребуется составлять только план-график. Как и сейчас, закупку нельзя будет провести, если она не включена в этот документ или не соответствует ему.

Правительство установит единые для всех заказчиков требования к форме документа и правила его ведения, утверждения и размещения. Регионы и муниципалитеты не смогут дополнять эти требования и правила.

Состав информации, которую нужно будет включать в план-график, станет иным. В законе предусмотрен такой перечень:

- идентификационные коды закупок. Порядок их формирования, скорее всего, поменяют, поскольку в них нельзя будет включить номера закупок из плана;

- наименования объектов закупок;

- объем финансового обеспечения закупок;

- сроки (периодичность) осуществления закупок;

- информация об обязательном общественном обсуждении.

Каким будет итоговый перечень сведений, пока непонятно, так как правительство сможет расширить его.

Описание объекта закупки и условий оплаты, как видно из предыдущего раздела, убрали из перечня сведений. Кроме того, исключили обязанность обосновывать объект и способ закупки, а также НМЦК.

Ранее предполагалось, что заказчики будут включать в план-график проект контракта, обоснованную НМЦК и полноценное описание объекта закупки за три месяца до ее начала. Такие требования могут предусмотреть в порядке формирования планов-графиков, который утвердит правительство.

На какой срок планировать закупки

План-график нужно будет оформлять на срок, равный сроку действия закона или муниципального акта о бюджете. В документ также придется включать информацию о закупках, которые в соответствии с бюджетным законодательством будут осуществлены по истечении планового периода.

Когда потребуется вносить изменения

Перечень оснований во многом воспроизводит перечни, предусмотренные в действующей редакции Закона о контрактной системе и правилах, утвержденных правительством. Новшеством стали ситуации, когда закупка перестала соответствовать требованиям, установленным в рамках нормирования.

Как скоро можно провести закупку после изменения плана-графика

Если заказчик скорректирует план-график, исправив данные о закупке или добавив новую закупку, начать процедуру или заключить контракт с единственным поставщиком можно будет уже через день во всех ситуациях.

Когда заработают новые правила

Заказчики продолжат вести планы и планы-графики по-старому до конца 2019 года. А вот правило о сроке проведения закупок при изменении плана-графика вступило в силу уже с 1 июля.

Отчеты об исполнении контракта

С 12.05.2019 утратили силу части 9-12 статьи 94 Закона о контрактной системе. Теперь соответствующие отчеты составлять и размещать в ЕИС не нужно. Указанное справедливо и для контрактов, заключенных до вступления в силу указанной нормы, о чем уже вышли соответствующие разъяснения Минфина РФ.

С 01.07.2019 закупки малого объема «подрасли».

Можно заключать контракты по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе на сумму до 300 тыс. руб. Годовой лимит таких закупок не изменится.

Увеличена сумма закупки лекарств по решению врачебной комиссии.

Заключить контракт на поставку лекарств по решению врачебной комиссии можно на сумму до 1 млн руб.

С 31.07.2019 отменяются извещения о проведении закупок у единственного поставщика

Любую закупку у единственного поставщика можно провести без извещения, в том числе закупки коммунальных услуг и услуг монополистов.

Не придется обосновывать способ закупки и существенные условия контракта.

Отменяется требование о составлении отчета, в котором заказчик должен обосновать выбор способа закупки, цену контракта и другие его существенные условия.

Как и сейчас, нужно будет включать в некоторые контракты обоснование цены. Однако больше не придется этого делать при закупках произведений для госфондов, произведений определенных авторов, печатных и электронных изданий, услуг, связанных с созданием и исполнением произведений.

Заказчики смогут больше закупать у единственного поставщика по п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе

Организации культуры и другие заказчики, перечисленные в п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, заключают контракт с единственным поставщиком на сумму до 600 тыс. руб. Для годового лимита таких закупок предусмотрели два варианта:

- не более 5 млн руб.;

- не более 50% совокупного годового объема закупок и не более 30 млн руб.

Такие изменения вступят в силу с 31.07.2019.

Сократятся сроки проведения аукционов

НМЦК «коротких» аукционов увеличена до 300 млн. руб. Извещения о таких закупках по-прежнему можно разместить за 7 календарных дней до даты окончания подачи заявок.

Максимальный cрок рассмотрения первых частей заявок составляет 3 рабочих дня вместо 7 календарных. Для «коротких» аукционов срок не изменился.

Аукцион будет проходить на следующий рабочий день после рассмотрения первых частей заявок.

У «строительных» аукционов появились свои особенности в процедуре проведения.

Станет легче проводить «строительные» аукционы

При закупке работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства с НМЦК не более 2 млрд руб. извещение можно разместить за 7 календарных дней до даты окончания срока подачи заявок.

Обязательно требуется размещать в ЕИС проектную документацию кроме случаев, когда проектирование входит в предмет контракта или проект не обязателен.

Если проектная документация размещена, то в первой части заявки участник должен дать только согласие на выполнение работ. Комиссии заказчика не нужно будет рассматривать первые части заявок и составлять протокол. Участника автоматически допустит к аукциону площадка. Аукцион пройдет через 4 часа после окончания срока подачи заявок.

Операторы проверят соответствие участников дополнительным требованиям

В закупках с дополнительными требованиями можно участвовать, только направив оператору площадки документы, подтверждающие соответствие таким требованиям.

На рассмотрение документов у оператора 5 рабочих дней. В размещении документов откажут, если участник нарушит порядок направления документов либо пришлет не все или не те документы.

Для заказчиков ничего не изменится. Комиссии по-прежнему будут проверять документы, подтверждающие соответствие дополнительным требованиям.

Установили предельные сроки возврата обеспечения контракта

В контракте нужно будет по-прежнему устанавливать срок возврата денежных средств и он не должен превышать 30 дней с даты исполнения обязательств, а для закупок у СМП и СОНКО - 15 дней.

Определили, как устанавливать цены этапов контракта

Если контракт предусматривает этапы исполнения, цену каждого из них нужно будет устанавливать в размере, пропорциональном снижению НМЦК участником, с которым заключается контракт.

Ввели новые обязательные положения для контрактов с неизвестным объемом

При заключении контракта с неизвестным объемом в него нужно будет включить порядок определения количества товара, объема работ или услуг на основании заявок заказчика.

В таких контрактах нужно указывать цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта.

Ужесточили антидемпинговые меры

Не получат аванс участники аукционов и конкурсов, предложившие цену контракта на 25 и больше процентов ниже, чем НМЦК.

Появились возможности пересмотреть условия контракта с единственным поставщиком (с 01.07.2019)

По соглашению сторон можно менять существенные условия контрактов, если закупаются, в частности:

Ввели новые основания для изменения существенных условий "строительных" контрактов

Можно будет изменить не только объем, но и вид выполняемых работ. При этом цена не должна вырасти или уменьшиться более чем на 10%. Данное основание необходимо указать в документации о закупке и контракте.

Появилась возможность продлить любой контракт, если сроки нарушены по вине подрядчика или по независящим от сторон обстоятельствам. Дополнительное время не должно превышать исходного срока. Сторонам придется согласовать новый срок возврата суммы, предоставленной в обеспечение контракта. Если в нарушении первоначального срока виноват подрядчик, до заключения допсоглашения он должен выплатить все начисленные неустойки и предоставить обеспечение на новый срок.

В контрактах со сроком исполнения более года можно будет увеличить на 30% цену и срок исполнения, если возникли независящие от сторон препятствия, например потребовалось доработать проектную документацию. Первоначальная цена контракта не должна превышать предела, установленного правительством. Для изменения условий необходимо решение правительства, высшего исполнительного органа региона или местной администрации.

Заказчик сможет заключить контракт со вторым участником без проведения торгов

В случае расторжения контракта по любому основанию, новый можно будет заключить с участником, заявке которого присвоен второй номер. При этом первого исполнителя должны включить в РНП, если от контракта отказался заказчик. Это ограничение не относится к поставкам товара для нормального жизнеобеспечения.

 

5. Государственный контроль (надзор) в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

 

За истекший период 2019 года было рассмотрено 45 жалоб по 223-ФЗ, из них: 10 жалоб признаны обоснованными.

  • 11 дел об административных правонарушениях по 223-ФЗ (по ст. 7.32.3 КоАП РФ), привлечено к административной ответственности 1 должностное лицо, 5 юридических лиц.

 

Наверх